НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИГА ТРЕНЕРОВ И КОНСУЛЬТАНТОВ

Управленческий консалтинг. Тренинги. Семинары.
Ассессмент. Оценка персонала.

Тел (495) 769-69-63
Тел (926) 606-73-51
E-mail: info@nltk.ru
www.nltk.ru


Детективное Агентство «СТАТУС»

Юридическая компания «УСКОВ И ПАРТНЕРЫ»

Международный центр
интеграционных процессов
Главная Фотоальбом Члены НЛТК Программы Расписание Кадровый консалтинг Управленческий консалтинг Маркетинговые исследования Интервью Отзывы Библиотека Аудио/видео Для прессы и СМИ Контакты
НЛТК
на Новокузнецкой
Раушская набережная д.4 этаж 2 офис 235.
Рассылки Subscribe.Ru
Новости личного и профессионального развития от А до Я

НАШИ ПАРТНЕРЫ

«АРСЕНАЛ»
www.arsenal-hr.ru
Центр социальных проектов "Дорога добра"
www.dorogadobra.com
Институт Практической Психологии Личности «Генезис»
www.ippli-genesis.ru
Интернет-магазин Colibri.ru
www.colibri.ru
Телеканал «PRO Деньги»
www.prodengitv.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ

Begin Group
www.begingroup.com
Headhunter
www.hh.ru
HR-ZONE
www.hr-zone.net
Trainings.ru
trainings.ru
«Кадровый менеджмент»
www.km-magazine.ru
«ШТАТ»
www.hrmedia.ru.ru
«Элитный персонал»
www.e-personal.ru
Издательство «Манн, Иванов и Фербер»
mann-ivanov-ferber.ru

Интервью журналу «Карьера» № 4 2000 г.

Главная » Интервью » Интервью журналу «Карьера» № 4 2000 г.

«Как научиться стратегическому видению»
или
«Искусство стратегического видения»

Жизнь часто требует от нас видения, будь то стратегическое направление своего развития или возможность трансформирования полностью всей или части работы. Не говоря уже о профессиях, где стратегические видение положено по должности. Нужно ли при этом терпеливо и старательно ждать какого-то озарения? Не лучше ли подхлестнуть свое сознание и вместе с командой Ваших высших руководителей и/или партнеров предпринять путешествие в мечту о том, чего может достичь Ваша организация?

У нас в гостях – ИГОРЬ ДОБРОТВОРСКИЙ, тренр, консультант, автор уникальных бизнес-тренингов, более 10 лет проводящий курсы и семинары продажам, лидерству, мотивации, личностному росту и развитию.

– Игорь, можно ли приобрести навыки стратегического видения или это дается от Бога?

– Прежде всего, давайте определимся с кругом лиц, которому необходимы эти важные навыки. В него входят люди как творческих, так и не творческих профессий, президенты корпорации, генеральные директора, исполнительные директора, директора по производству, директора по развитию, топ-менеджеры, начальники подразделений, первые лица компаний, руководители отделов и т.д. и т.п. Хотя можно и говорить о каких-то врожденных способностях, но в основном, разумеется, навыки стратегического видения вырабатываются и в дальнейшем развиваются.

– Могут ли краткосрочные тренинги видения дать устойчивый эффект?

– Чтобы не только от тренингов, но и вообще от чего-либо получить какой-то определенный результат, надо неустанно заниматься избранным видом деятельности. Необходимо желание – это первое, а второе – регулярная работа над собой. В одной из моих последних книг – «Тренинг профессиональных продаж» приводятся несколько конкретных примеров такой регулярной работы.

– Существуют ли какие-то, скажем, алгоритмы стратегического видения?

– Не так давно мы работали с одной из крупных российских компаний. В книге «Школа совершенствования» мною описаны три обязательных условия успешной деятельности в условиях стратегического видения:

  1. Руководство ясно установленным видением.
  2. Эффективная обратная связь через сенсорные свидетельства о продвижении по направлению к своему видению.
  3. Гибкость поведения, позволяющая варьировать действия таким образом, чтобы достигать цели максимально легко и эффективно.

Еще американский психолог Уильям Джеймс в прошлом веке писал: «Во все времена человек, устремлявший свои помыслы к самым дальним целям, обладал наивысшим интеллектом».

– А какое, вообще, при этом создается видение?

– Если начать работать, то например, вы и ваши коллеги будете создавать видение, которое явится реалистической, правдоподобной, привлекательной картиной будущего Вашей организации. Это будет стратегическое видение, выработанное из глубокого анализа Вашей организации, ее культуры, а также ее внешней и внутренней сферы. Видение, которое разделяют сотрудники организации – это скрытая сила, стоящая за превосходной работой. Такое видение придает силы работникам, направляет соответствующие организационные сдвиги и влияет на стратегию, поскольку оно усиливает четкость и последовательность действий, направленных на достижение максимального потенциала организации в будущем.

– Какие существуют возможности использования проведенной работы над стратегическим видением организации?

– Во-первых, организационная трансформация или обновление: создать новую формулировку видения, которая трансформирует организацию в новую структуру или существенно оживит старую форму работы, если она уже находится на эффективном пути.

Во-вторых, стратегическое планирование: достичь консенсуса в формулировке видения, которая могла бы служить компасом в процессе стратегического планирования. На этом я останавливаюсь в своей книге «Искусство войны в бизнесе».

В-третьих, развитие управления: использовать видение в качестве инструмента развития с целью повысить степень осознания управленцами возникающих вопросов, усилить элементы творчества и риска или улучшить способность лидеров выступать с инициативой в области своей деятельности.

В-четвертых, ориентация на лидерство: помочь лидерам по-новому понять возможные направления развития организации и обучить их организационной культуре и ценностям.

В-пятых, наконец, это создание команды: создать взаимопонимание, сотрудничество, синергетику, то есть командную работу среди высшего эшелона исполнителей или в любых других командах.

– Игорь, а что такое видение вообще?

– Ну, что ж, видение - это реалистичная, правдоподобная, привлекательная картина будущего вашей организации. Оно является тщательно сформулированным заявлением намерений, определяющим пункт назначения или же будущее состояние дел, которое считает желаемым отдельный человек или группа людей. В качестве хорошо известного примера видения можно привести высказывание Генри Форда "Машина - в гараже каждого дома", мечту Джона Ф. Кеннеди, сформулированную в 1960 г.:

"Человек сделает шаг на луне к 1970 г.", а также видение Петра Первого для Санкт-Петербурга. Видение служит точкой отсчета направления и стратегии будущего организации. Большинство новых предприятий начинается с мечты ее основателя о том, чего эта организация может достигнуть. Может быть, это видение нового способа работы на рынке или обслуживания клиентов, или же усовершенствованный способ исполнения некоторых нужных функций в структуре большей организации. С ростом организации видение может изменяться, отвечая на? изменяющиеся условия или на новое лидерство. Иногда появляется необходимость в свежем видении для обновления "усталой" организации или же, может быть, для ее полной трансформации, чтобы создать абсолютно новое начало. Ваш завтрашний день начинается с Вашего видения, так как оно выражает то, над чем упорно работаете Вы и другие сотрудники, разделяющие это видение. На самом деле, что может еще мощнее двигать организацию к совершенству и повсеместному успеху, чем картина будущего, разделяемая многими, достижимая в будущем, и ради которой стоит трудиться?

Если сказать коротко, видение - это путеводная звезда! Оно становится ориентиром, целью, разделяемой людьми, которые больше всего заботятся о будущем организации. Как только человек "вступает" в видение, он становится влиятельным и авторитетным, чтобы предпринимать действия, продвигающие это видение вперед. Теперь расчетливый риск и действия будут высоко цениться и считаться законными и продуктивными всеми, кто разделяет эту мечту. В этом скрытая сила, стоящая за превосходной работой. Видение, разделяемое другими, является катализатором, придающим силу работникам, ведущим к соответствующим организационным переменам и эффективной стратегии - и все это четко и последовательно нацелено на достижение максимального потенциала организации в будущем.

– Что такое семинар "Видение"?

– Семинар "Видение" - это возможность прийти с тщательно отобранной командой основных заинтересованных лиц для участия в выстроенных в определенной последовательности упражнениях, которые составлены таким образом, чтобы определить и получить доступ к вариантам видения для организации. Семинар "Видение" также является доказавшей свою эффективность обучающей программой для менеджеров, направленной на то, чтобы показать руководителям важность видения и расширить их представления о перспективах своей организации.

В "Книге Пяти Колец", увидевшей свет в 1645 г., Миямото Мусаши писал: "Важно видеть то, что находится на расстоянии, как будто это находится близко и смотреть на то, что находится близко, как будто это находится на расстоянии". В этой простой, но тем не менее глубокой мысли очень изящно сформулирована цель этого семинара.

– А какие существуют все-таки пути и способы выработки нового видения?

– Существует много путей и способов выработки нового видения. Процесс, в котором Вы будете принимать участие, выстроен как всеобъемлющий, и это уменьшает вероятность того, что могут быть упущены важные возможности видения. Поэтому будет задаваться много вопросов, чтобы извлечь как можно большой объем разнообразной информации и стимулировать Ваше мышление об основополагающих характеристиках организации и о клиентуре, которую она обслуживает. Технология этого процесса имеет свою логику и систему, и, таким образом, выработанное в результате него видение будет хорошо продумано и будет иметь под собой прочный фундамент. Этот процесс ориентирован на будущее для того, чтобы помочь Вам начать мыслить, выходя за пределы существующего положения дел, и представить себе новые возможности. Процесс обращен к творческому началу и здравому смыслу. Он побуждает Вас четко сформулировать, какие ценности и критерии желательны для организации.

Процесс выработки видения подразумевает четыре следующие стадии:
1. Сбор информации для видения. На этой стадии поднимаются вопросы, касающиеся фундаментальной сущности организации, ее методов работы и направления развития на сегодняшний день.
2. Объем видения. На этой стадии изучаются основные клиенты, а также желательные способы измерения результатов деятельности для предлагаемых заявлений видения.
3. Контекст видения "исходя из будущего". Эта стадия представляет возможность рассмотреть возможные варианты будущего развития событий, экономическую, технологическую, социальную и другие стороны, что может повлиять на выбор желаемого направления для организации.
4. Выбор видения. Это окончательная стадия, на которой вырабатываются альтернативные видения, затем они сравниваются, что приводит к отбору и формулировке нового заявления видения. Кстати, достаточно подробно эти стадии рассмотрены в моей новой книге «Новые технологии победы».

– Игорь, а что делает видение "Стратегическим"?

– Для любой организации всегда имеется множество возможных направлений деятельности. И многие из них обладают привлекательными качествами. Как Вы можете узнать, определили ли вы для себя нужное стратегическое видение?

Основные критерии следующие: Такое видение ориентировано на будущее, другими словами, оно основано на разумных предположениях о том, каким является будущее, а не просто отображением настоящего положения дел.

Такое видение носит утопический характер, другими словами - весьма вероятно, что оно приведет к явно более совершенному будущему Вашей организации.

Такое видение подходит для Вашей организации, другими словами - оно находится в согласии с историей организации, ее культурой и ценностями.

Такое видение устанавливает стандарты совершенства и отражает высокие идеалы.

Такое видение проясняет цель и направление.

Такое видение вызывает энтузиазм и поддерживает обязательство.

Такое видение отражает уникальность организации, своеобразие того, чем она занимается и то, за что стоит организация.

Такое видение честолюбиво.

Такое видение является необходимой предпосылкой для стратегического планирования. Просто определить свое видение или миссию недостаточно. Если нет стратегического видения, то часто, в конечном итоге, тактика просто начинает отображать существующее положение дел или становится чистым реагированием, происходящим то тут, то там, в ответ на случайные возможности по мере их возникновения. Когда есть стратегическое видение, тактика может стать преднамеренной и инициативной, что позволяет организации создавать свои собственные возможности и открывать реальные перспективы для обновления и изменений.

– А каким же образом побуждающее к действию видение все-таки приводит к результатам?

– История человечества знает очень мало примеров, когда что-то хорошее происходит "само по себе". Чаще всего что-либо вообще происходит только тогда , когда люди начинают мечтать о лучшем будущем, принимают решение, что они в самом деле хотят, чтобы это произошло, а потом начинают действовать и поступать так, чтобы превратить свои мечты в реальность. Вот чему способствует видение. Видение играет важную роль на всех этапах развития любой организации и на всех ее уровнях. Оно постоянно запускает в работу будущее, активизируя в организации энергию, способности и ресурсы, необходимые для того, чтобы создать результат. Это может происходить несколькими способами:

Оно привлекает обязательства и побуждает к действию людей, предлагая им вызов, достойный их самых активных усилий.

Оно придает смысл их жизни.

Оно создает стандарт, по которому сотрудники организации могут определять свою ценность в организации, и, используя который, люди, не работающие в этой организации, могут измерять ценность этой организации в обществе в целом.

Оно перекидывает мостик между настоящим и будущим, обеспечивая, таким образом, очень важное звено между текущей деятельностью и тем, что организация стремится построить для своего будущего.

Видение усиливает способность лидеров эффективно формулировать свои цели. В отличие от управленцев, действующих в рамках существующих традиций, лидеры, обладающие видением, фокусируют больше внимания на долгосрочных, а не на краткосрочных вопросах, на нововведениях и изменениях, а не на стабильности и контроле, на создании и построении организации или структуры будущего, а не на управлении текущими операциями.

Побуждающее к действиям видение - это элемент организации, которому привержен лидер, устремленный помыслами в будущее. Роль лидера -сделать так, чтобы это видение широко разделялось и повсеместно поддерживалось в этой организации. Лидер знает, что когда люди вносят вклад в достижение видения, они также добиваются личного успеха и осуществления своих планов.

Публикация и перепечатка материалов сайта разрешена с обязательным
указанием ссылки на сайт Национальной Лиги Тренеров и Консультантов 2007-2008.